Смиренный Caliber. Dodge Caliber - хорошист, но не отличник.

15 ноября 2006 •  Прокомментировать тестдрайв

Ярослав ЦЫПЛЕНКОВ, Леонид ГОЛОВАНОВ, фото Михаила КРЮКОВА

По-французски — calibre. По-американски — Caliber. А как это будет по-русски?

В XIX веке по московским улицам уже разъезжали калиберы. Например, у М.Н. Загоскина в его очерках «Москва и москвичи» сороковых годов позапрошлого столетия читаем: «…и рессорные дрожки, начиная от смиренного калибера до роскошных пролеток, остались единственным экипажем всех летних московских извозчиков».

Извозчик! Подай нам калибер. Марки Dodge. Ведь нынче на дворе не XIX, а XXI век…

Калибер XIX века был фактически скамейкой на колесах: доской, прилаженной к двум осям и запряженной лошадью. Мужчины садились на доску верхом, дамы — боком, как амазонки. Так что кузовные пролетки по сравнению со «смиренным калибером» действительно были верхом роскоши.

Нынешний Caliber — тоже не лимузин и не суперкар. Но назвать его «смиренным»… У себя на родине Caliber продается под слоганом «anything but cute». Это и впрямь «что угодно, только не милашка». Крупный зев фальшрадиаторной доджевской решетки во весь передок, граненые формы, стройный силуэт. Маленький хищник!

На тыльной стороне руля дорогих версий — клавиши управления аудиосистемой Для управления «дворниками» нужно вращать набалдашник и кольцо на правом подрулевом рычаге. Неудобно! Рубленый интерьер сработан из пластика разных фактур и оттенков, да еще и с неровными зазорами. Но в Додже это не раздражает: «американец»…

И в отличие от автомобильчиков Peugeot, разверстые пасти которых смотрятся беззубо, Caliber выглядит убедительно. Американец! Сработанный весомо, грубо, зримо. Пусть и на общей платформе с Mitsubishi.

Но внешность Калибера — это еще не все. Он попадает в нишу, которая в России пока пустует, несмотря на очевидный спрос. Компактный хэтчбек повышенной проходимости — о таком мечтает половина россиян!

В подстаканниках красиво подсвечиваются кольца Приборы эффектны, но в левом дисплее уже выгорела часть нитей

Небольшой, но достаточно вместительный и универсальный. Не обязательно с полным приводом, но непременно с увеличенным дорожным просветом — чтобы не бояться сугробов и бордюров… На нашем рынке таких машин практически нет: Subaru Forester и Outback крупнее и дороже, новый мини-кроссовер Suzuki SX4 мелковат. Так что в секторе «около $25000» выбор невелик — Nissan Qashqai или Dodge Caliber. Причем Qashkai будет только весной, а Caliber — вот он!

Именно поэтому темно-вишневый Dodge отправился на Дмитровский полигон в гордом одиночестве. Его прямой конкурент еще проходит последние предсерийные тесты. А сравнивать Caliber с обычными хэтчбеками гольф-класса мешает принципиальная разница в клиренсе. Если Ford Focus от грешной российской земли отделяют 129 мм, а Volkswagen Golf — 154 мм, то дорожный просвет Калибера (реальный, измеренный нами на смотровой яме) — ровно 205 мм. Как у настоящего «паркетника».

 
Кресла хороши — водительское массивнее пассажирского. Есть регулировка по высоте
Сдвоенный перчаточный ящик: практичная штука
 
Водительский подлокотник многофункционален — может съезжать вперед (иногда, увы, вслед за локтем) и открывать доступ к боксу внутри, а в откидывающейся крышечке есть слот для цифрового плеера iPod

Внутри тоже явно попахивает внедорожными приключениями. Рубленые, грубоватые панели. Высокий порог кузова, через который нужно перешагивать. Мощные двери, которые «съедают» пространство для локтей, зато внушают чувство защищенности и уверенности.

Дизайн, конечно, на любителя — в основном на любителя американских машин. Тот сразу узнает и черный прямоугольник «двухдиновой» аудиосистемы на центральной консоли, свойственный многим автомобилям отделения Chrysler, и архаичные зеленые вакуумно-люминесцентные дисплеи, за которые крайслеровцы держатся с необъяснимым упор­ством… Да и дешевый пластик разных оттенков, равно как и неровные зазоры между интерьерными панелями, — на все это за океаном смотрят сквозь пальцы.

Но Chrysler под мудрым и чутким руководством мерседесовца Дитера Цетше шагает вперед семимильными шагами. Не верите? Пожалуйста — Dodge Caliber почти лишен серьезных эргономических проколов. Кресла не только по-американски широки, но жесткостью и профилем похожи на хорошие европейские — у спинки есть внятная боковая поддержка. Диапазоны регулировок достаточны, а руль настраивается не только по высоте, но и по вылету. Правда, чуть-чуть — словно это люфт, а не регулировка. Да и сама баранка явно крупновата в диаметре.

Американизмы, американизмы… Например, для Калибера не предусмотрено климат-контроля. Вообще. Впрочем, три обычные вращающиеся рукоятки распоряжаются «климатом» в салоне без явных огрехов.

Акустика средненькая, крошечные карманы в дверях — для проформы
Режим Auto — только у водительского стеклоподъемника
Сзади в меру просторно, но тоннель на полу массивен, задники передних кресел жесткие, а центрального подлокотника нет
 
В потолочном плафоне багажника спрятан аккумуляторный фонарик со светодиодами — с двумя уровнями интенсивности свечения!
 

Датчика дождя тоже нет. Но если с отсутствием «климата» непритязательные граждане мирятся без особых проблем, то ручное управление «дворниками» в Додже устроено явно человеконенавистнически — вращающимся кольцом на набалдашнике правого подрулевого рычага. В итоге внезапно усилившийся дождь становится проблемой: пока судорожно найдешь рукой нужное кольцо (одно из трех), пока на ощупь повернешь его на нужное количество щелчков, Caliber пройдет не один десяток метров в слепом полете!

Сзади тоже немало нелогичных решений. Во-первых, тут тесновато — высокий порог и узкий дверной проем осложняют посадку, места для ног не так много по меркам современного гольф-класса, а среднему пассажиру мешает массивный тоннель. Да и вдвоем неуютно: среднего подлокотника нет, амбразуры окон клаустрофобически невелики. Зато тут есть подвод воздуха к ногам задних седоков — плюс в наших северных широтах. А вот зачем Доджу регулировка угла наклона спинки заднего дивана? Спинки можно поставить только вертикальнее. Кому это может понадобиться? Йогам, чтобы тренировать позу свастики с прямой спиной, — для понимания единства всего сущего?

Но оценить, что Caliber мог бы быть просторнее, удобнее и комфортабельнее, может только человек, хорошо знакомый с искусством нынешних европейских и японских компоновщиков и эргономистов. А для простого пользователя (или, как сейчас говорят, юзера) Dodge хорош!

Особенно для того, кто никуда не спешит.

Части спинки складываются, образуя ровный пол, и имеют три позиции по углу наклона
Объем багажника ограничен узким проемом и высоким полом. Зато в двери есть откидывающиеся динамики для озвучки пикника Под полом — «докатка»

У нас Caliber продается или с 1800-кубовым мотором и пятиступенчатой «механикой», или с двухлитровым двигателем и клиноременным вариатором Jatco — в наших руках была именно такая машина. Новый «глобальный» двигатель разработки Hyundai объемом 2,0 литра неплох: двойные изменяемые фазы газораспределения, 156 л.с. и 190 Нм крутящего момента. Но газ в пол — и Caliber не торопится сорваться с места: мотор нехотя, словно натужно, поднимает обороты до 3000 об/мин. Интересно, что стрелка тахометра «повисает» на отметке 6000 об/мин только к 80 км/ч по спидометру — даже в режиме Drive вариатор начинает разгон, пытаясь имитировать первую передачу, причем весьма «длинную».

Зачем это сделано? Для акустического комфорта. Ведь если бы вариатор немедленно выводил мотор на обороты максимальной мощности, то монотонный заунывный шум сопровождал бы любое мало-мальски интенсивное трогание со светофора. Именно поэтому от вариаторов отказались на BMW — после попытки применения на новом Mini. Если вариатор пытаться замаскировать под ступенчатый «автомат», то его преимущества сходят на нет.


Во время экстренного объезда препятствия Caliber сперва ведет себя достойно — умеренно скользит передком, четко следуя за баранкой. Но при возвращении на свою полосу — резкие и глубокие заносы

Вариатор Калибера — именно такой, «компромиссный». В режиме частичного дросселирования или под полным газом, но до 80 км/ч трансмиссия пытается угодить «и нашим и вашим», сохраняя некое подобие линейной связи между ускорением и оборотами двигателя. И только если топнуть по педали газа на высоких скоростях, мотор выходит на максимальные 6000 об/мин. И то не сразу, а с ленцой.

Но вялым Caliber не назовешь: измеренные нами 11,8 секунды времени набора сотни — неплохой результат для полуторатонного автомобиля с двухлитровым мотором. Тем более что у вариатора есть и ручной режим. В нем «передачи» сменяются моментально, отклики на нажатие педали газа незамедлительны. Причем «вверх» вариатор в ручном режиме переключается автоматически, а вот «вниз» — нет.

Правда, «максималка» в 183 км/ч невысока. Но куда быстрее с таким «кирпичным» выражением явно неаэродинамичного «лица»?

Тормоза хороши — если приспособиться к немного увеличенному ходу педали в штатных режимах. Зато тормозит «в пол» с работающей АБС Caliber отменно.

Шасси настроено неплохо, но не без изъянов. Пока под колесами гладкий асфальт, а за рулем спокойный водитель, все в порядке — Dodge плывет, плавно перестраиваясь вслед за движениями баранки. Реактивное усилие на руле есть, запаздываний в откликах нет… Вполне «европеец»! Прямую Caliber держит надежно. Да и уйти от столкновения в случае чего поможет: на невысокой скорости два водителя выполнили «лосиный тест» с первой попытки без проблем.

А вот если поехать побыстрее, то Caliber начинает походить на дом, построенный без запаса прочности. Чуть нагрузили — и вот уже прогибаются балки, уже пошли трещины…

Едем по прямой — и резко отклоняем рулевое колесо. Чувствуете, как подруливает задняя подвеска? Чересчур подруливает. Из-за этого Caliber уходит в сторону с неприятным «доворотом» — и рыскает на прямой даже на пологих неровностях. Причем корректировать отклонение от траектории приходится «вслепую» — баранка наливается реактивным усилием только после околонулевой зоны.

Закладываем вираж покруче — Dodge проходит его с легкой диагональной раскачкой, а удары от неровностей отдаются стуками в подвеске и «приходят» на руль. Неприятно! А в предельных режимах Caliber может быть просто небезопасен. Сперва он предсказуемо скользит передком, но в какой-то момент неожиданно и довольно резко может сорваться в занос. Какие кренделя выписывал Dodge в руках эксперта при поисках предельной скорости выполнения «лосиного теста» — надо было видеть… Соответственно, «максималка» в этом упражнении оказалась невелика — развить более 73,1 км/ч не позволили заносы в последнем коридоре.

О чем это говорит? О том, что резкие объездные маневры за рулем Калибера нежелательны. Уйти от столкновения Dodge поможет, а вот потом удержать машину от заноса или разворота на 180о будет очень непросто. Делу помогла бы система стабилизации, которую в Америке для Калибера предлагают за доплату в $250—700 в зависимости от версии. Но для российских машин ESP не предусмотрена вовсе.

«Всемирный» двигатель Hyundai-DaimlerChrysler-Mitsubishi рассчитан на бензин АИ-92 — несмотря на высокую степень форсировки (156 л.с. с двух литров объема)

Итак, слова Загоскина про «смиренный калибер» оказались пророческими: Dodge Caliber хоть и намного комфортабельнее скамейки на колесах, но не располагает к быстрой езде. Оптимальный скоростной диапазон — от 60 до 120 км/ч. На меньшей скорости подвеска кажется чуть жестковатой, передавая в салон все мелкие и средние неровности. А на большом ходу Caliber начинает немного раскачиваться.

Зато энергоемкости подвески хватило на наш родной осенний раскисший проселок. Пусть Dodge переднеприводный, пусть на обычных дорожных шинах, но промчать ходом по слякотной грунтовке без пробоев на крупных колдобинах он в состоянии. Все-таки клиренс в 205 мм на наших дорогах — неоценимая вещь!

И поэтому, несмотря на все недостатки, мы приветствуем Dodge Caliber. Очень своевременный и нужный автомобиль.

Да, «дворниками» управлять неудобно, сзади не столь уютно, салон отделан недорого, звук аудиосистемы бедноват. Да, комфорт мог бы быть и повыше: голос мотора при интенсивных «вариаторных» разгонах с педалью «в пол» надоедлив, шины и подвеска «разговорчивы», а стук песка по колесным аркам слишком заметен. Да, по разгонной динамике Caliber ближе не к аналогам из гольф-класса, а к большим и тяжелым седанам класса D — не обладая при этом их вместительностью. Но при этом «базовый» Caliber 1.8 с «механикой» и кондиционером стоит заманчивые 17700 евро, примерно как Mazda 3 2.0 или Honda Civic. Учитывая яркую внешность, свежий имидж и повышенную проходимость — очень интересно!

А вот если сравнивать Caliber 2.0 за 20800 евро со стильными хэтчбеками гольф-класса с двухлитровыми моторами и «автоматами», то дороже Доджа окажутся только Citroen C4 (от $27080) и Volkswagen Golf (от $28760). А, к примеру, Peugeot 307 XS 2.0 (143 л.с.) за $24380 или «космическая» Honda Civic 1.8 (140 л.с.) за $26200 — уже явно более интересные предложения. Причем все «европейцы» и «японцы» за эти деньги будут оснащены не в пример лучше: тут вам и климат-контроль, и датчик дождя, и датчик освещенности…

Именно поэтому в Европе и России не прижился предшественник Калибера, седан Dodge/Chrysler Neon — он тоже был недешев по сравнению с конкурентами, уступая им по многим параметрам. Но если Neon при этом не выделялся ничем необычным, то Caliber — совсем другого поля ягода. Даром что «смиренный».


Лбом о стенку

На пассивную безопасность Dodge Caliber пока успело испытать только Американское управление дорожной безопасности (NHTSA) по собственной методике, которая принципиально отличается от знакомых нам правил EuroNCAP. Фронтальный краш-тест NHTSA — это лобовой удар в бетонную стену на скорости 56 км/ч. А при боковом краш-тесте в машину на скорости 62 км/ч под косым углом въезжает тележка с деформируемым барьером (в Европе аналогичный удар проводится на скорости 52 км/ч и под прямым углом). Оба американских испытания Caliber выдержал на «отлично» — пять звезд. А по так называемому рейтингу опрокидываемости вероятность переворота Калибера не превышает 15% — четыре звезды из пяти возможных. Но нужно учесть, что многие машины с американским пятизвездным рейтингом на европейских краш-тестах выступают слабее, поскольку фронтальный смещенный удар на скорости 64 км/ч (EuroNCAP) представляет собой гораздо более реалистичное и жесткое испытание, в первую очередь для кузова автомобиля.

Лобовой удар в стенку на скорости 56 км/ч
Боковой удар под углом на скорости 62 км/ч

Наценка за стиль?

Российские цены на американский Dodge Caliber исчисляются в евро. Самый доступный Caliber SE 1.8 (150 л.с.) стоит 17700 евро (около $22610) — у машины пятиступенчатая «механика» и все необходимое оснащение, включая четыре подушки безопасности, кондиционер, электропакет и CD-магнитолу с четырьмя динамиками. Заманчивое предложение! А вот Caliber 2.0 (156 л.с.) с клиноременным вариатором в аналогичной комплектации обойдется минимум в 20800 евро ($26600). Версия SXT дороже (от $27980) — дополнительно включает круиз-контроль, противотуманные фары, шестидисковый CD-чейнджер, акустику Boston, легкосплавные колеса и подогрев передних сидений. Кроме того, можно заказать кожаную отделку салона ($1530), люк с электроприводом ($1020), навигационную систему ($3200) и окраску «металлик» ($640). Полноприводные модификации в Россию не поставляются, но ближе к концу следующего года должны начаться поставки «заряженной» переднеприводной версии Caliber SRT4 с 300-сильным турбомотором 2.4 — как у будущего Mitsubishi Lancer Evolution X!

Гарантия — два года без ограничения пробега. Причем на всю электронику управления двигателем, включая датчики и каталитический нейтрализатор, гарантия продлена до пяти лет или до 80 тыс. км пробега. Более того, Chrysler в России предоставляет гарантию даже на лампочки, стекла, аккумулятор, сцепление и тормоза Калибера — правда, только на год. А вот официальных дилеров марки Dodge у нас немного — всего 20 автосалонов в 10 городах.


График разгона

Стоимость проведения регламентного техобслуживания с расходными материалами и запчастями*
Плановое обслуживание Автомобиль
Dodge Caliber
Стоимость нормочаса 60
Пробег, км 10000 251
20000 251
30000 356
40000 251
50000 487
60000 251
70000 337
80000 251
90000 251
Итого 2686
* Цены указаны в долларах США

Ориентировочные цены на оригинальные запчасти у дилеров в Москве*
Запчасти Автомобиль
Dodge Caliber
Фильтр масляный 11
Фильтр топливный 62
Фильтр воздушный 25
Свеча зажигания 4
Колодки передние 146
Колодки задние 123
Амортизатор передний 117
Амортизатор задний 67
Фара передняя 206
Фонарь задний 187
Крыло переднее 412
Бампер передний 322
Капот 487
Лобовое стекло 449
* Цены указаны в долларах США

Некоторые результаты измерений Авторевю
Параметры Автомобиль
Dodge Caliber
Максимальная скорость, км/ч 183,1
Время разгона, с 0—50 км/ч 4,7
0—100 км/ч 11,8
0—150 км/ч 29,0
на пути 400 м 18,5
на пути 1000 м 33,5
60—100 км/ч (III) 8,0
60—100 км/ч (IV) 10,9
80—120 км/ч (V) 17,7
80—120 км/ч (VI) 31,1
60—100 км/ч (D) 6,7
80—120 км/ч (D) 8,8
Выбег, м с 50 км/ч 588
130—80 км/ч 959
160—80 км/ч 1456
Торможение со скорости 100 км/ч путь, м 40,6
замедление, м/с² 9,7
Торможение со скорости 150 км/ч путь, м 91,6
замедление, м/с² 9,5

Оснащение участвовавшего в тесте автомобиля
Оснащение Автомобиль
Dodge Caliber SXT
Цена базовой версии, $ 26304
Фронтальные подушки безопасности +
Боковые подушки безопасности передние +
Надувные «занавески» +
АБС +
Усилитель рулевого управления +
Автоматическая коробка передач +*
Мультифункциональное рулевое колесо +
Регулируемая по высоте рулевая колонка +
Отделка рулевого колеса кожей О
Мультифункциональное рулевое колесо +
Электрообогрев передних сидений О
Зеркало заднего вида с автозатемнением О
Центральный замок (дистанционный) +
Противоугонная сигнализация с иммобилайзером +**
Кондиционер +
Электропривод и обогрев наружных зеркал +
Электрические стеклоподъемники +
Складывающееся по частям заднее сиденье +
CD-аудиосистема О***
CD-чейнджер О
Контроль давления в шинах О
Маршрутный компьютер +
Круиз-контроль +
Отделка салона кожей О
Противотуманные фары +
Легкосплавные колеса +
Полноразмерное запасное колесо
Металлическая защита моторного отсека
Окраска «металлик» +
Регулируемый наклон спинок задних сидений +
Цена тестируемого автомобиля, $ 29213
* Вариатор
** Световая
*** Мультиформат
(+) Комплектация базовой версии
(–) В базовой комплектации отсутствует
(О) Опции, установленные на участвовавшие в тесте автомобили

Паспортные данные
Автомобиль Dodge Caliber
Тип кузова 5-дверный хэтчбек
Число мест 5
Объем багажника, л 524—1360
Снаряженная масса, кг 1360
Полная масса, кг 1930
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1998
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 86,0/86,0
Степень сжатия 10,5:1
Число клапанов 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 156/115/6300
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 190/5100
Коробка передач клиноременный вариатор
Передаточные числа  
диапазон передаточных отношений 2,35—0,39
задний ход 1,76
главная передача 6,12
Привод на передние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые
Шины 215/60 R17
Максимальная скорость, км/ч 186
Время разгона 0—100 км/ч, с 11,3
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 10,1
загородный цикл 6,9
смешанный цикл 8,1
Емкость топливного бака, л 51
Топливо бензин АИ-92

Точность показаний спидометра
Автомобиль Показания спидометра, км/ч
Dodge Caliber 40 60 80 100 120 140 160 180
38 58 78 98 118 138 158 178

Источник: АвтоРЕВЮ