1 мая 2006 •

| Олег РАСТЕГАЕВ | Фото автора

Увидев в зеркале заднего вида огромную радиаторную решетку с набычившейся эмблемой, водитель Фокуса спешит уступить дорогу — сзади накатывается что-то большое и грозное. Уступает, поглядывает налево — и удивляется: его обогнал одноклассник, хэтчбек Dodge Caliber. На плечи этой машины легла нелегкая задача — вывести марку Dodge на европейский рынок, а заодно и на российский, где если и встречаются автомобили Dodge, то, как правило, завезенные по «серым» каналам внедорожники Dodge Durango и пикапы Dodge Ram. А за рулем Калибра сидел я и обгонял Focus на шоссе, ведущем на север острова Ибица.

На что рассчитывает фирма Dodge, выводя на европейский рынок Caliber — автомобиль, построенный вопреки чуть ли не всем принятым в Старом Свете канонам? Где это видано, чтобы у хэтчбека гольф-класса была такая огромная решетка? А капот, расположенный в метре от земли? Непривычны и крылья с расширителями арок, и внушительный для переднеприводного автомобиля дорожный просвет — 195 мм. Какой же это гольф-класс? И многие действительно принимают Caliber за новый кроссовер — особенно когда видят его на фотографиях без «масштабной» привязки. На этот эффект и рассчитывают американцы. Ведь построить типичный хэтчбек «с нуля» и конкурировать с европейскими одноклассниками нереально, вот янки и пошли ва-банк, построив маленький автомобиль в стиле и пропорциях крупного внедорожника. В американском стиле. Но станут ли покупать такие машины в Европе? Похоже, ответ на этот вопрос не знают и сами представители компании Dodge, входящей в концерн DaimlerChrysler. Во всяком случае, на все вопросы о планируемых объемах продаж и о том, в каких странах ожидается наибольший спрос, ответов я не получил. Американцы даже не говорят о масштабах производства на заводе в Бельвиделе (штат Иллинойс), где кроме Калибра собирают еще Jeep Patriot и Jeep Compass. Боятся сглазить?

Салон приятен на вид, но уж очень «пластмассовый» на ощупь Переднее сиденье с четырьмя механическими регулировками обеспечивает удобную посадку даже высоким водителям В ручном режиме клиноременный вариатор фирмы Jatco работает как секвентальная 6-ступенчатая коробка

Им есть чего опасаться. Взять хотя бы коэффициент аэродинамического сопротивления — 0,37 у бензиновых версий и 0,39 у дизельных. Для современного автомобиля гольф-класса это много — тот же Volkswagen Golf имеет Сх 0,32. А посредственная «лобовая» аэродинамика снижает максимальную скорость, увеличивает расход топлива.

Под шкалой тахометра — индикация режимов работы вариатора На тыльной стороне спиц — клавиши управления аудиосистемой, а вот кнопок управления трансмиссией на руле, увы, нет
Спинка переднего сиденья откидывается вперед, освобождая место для перевозки длинномеров В «бардачке» предусмотрен охлаждаемый бокс под четыре полулитровые бутылочки

В компоновке автомобиля тоже есть минусы. Если европейские компании борются за каждый сантиметр пространства в салоне, то Caliber транжирит его дюймами. Пухлые сиденья, толстые панели обивок дверей… Все это приемлемо для больших внедорожников, но в хэтчбеке массивные детали нещадно съедают пространство. За рулем-то неплохо даже при моем росте 190 см, а вот сесть «сам за собой» я уже не могу — колени упираются в жесткую спинку переднего сиденья. В салоне нет ощущения свободы. Зато кажется, что сидишь в автомобиле классом выше, по крайней мере, в более высоком. Если сравнивать с автомобилем Dodge Neon, на смену которому и пришел Caliber, то водительское сиденье поднялось на 10 см. Высокая посадка, вертикальная передняя панель, большой диаметр руля — налицо все атрибуты популярных в России внедорожников!

В подлокотнике — удобный держатель для телефона или iPod Задние сиденья не самые просторные, зато спинки регулируются по углу наклона

Перед пассажиром два просторных «бардачка», причем в одном из них есть холодильник с ложементом на четыре полу-литровые бутылочки. Подлокотник между передними сиденьями сдвигается вперед на 76 мм, что позволит с комфортом устроиться и невысоким водителям. Спинка переднего кресла откидывается вперед, позволяя перевозить длинномеры.

Задние сиденья пусть не самые просторные, зато с регулируемыми по углу наклона спинками. В багажнике — 530 литров полезной пустоты, «запаска»-докатка под жестким настилом, съемный фонарик на потолке и два динамика на задней двери. Это, правда, привилегия специальной комплектации для любителей шумных пикников.

«Мировой двигатель» — плод сотрудничества компаний DaimlerCrysler, Mitsubishi и Hyundai. Бензиновые двигатели объемом 1,8 л и 2,0 л оснащаются системой регулировки фаз на впуске и выпуске, а также впускным коллектором с изменяемой геометрией. Оба мотора рассчитаны на 92-й бензин. В конце года появится третий двигатель объемом 2,4 л Откидной бум-бокс — для любителей шумных пикников Под жестким настилом —
«запаска»-докатка

Избегают представители компании Dodge и разговоров о происхождении платформы. Возможно, потому, что эта платформа — один из плодов распавшегося альянса с Mitsubishi: новые Mitsubishi Outlander, Mitsubishi Lancer и Dodge Caliber построены на одной «тележке». Бензиновые двигатели объемом 1,8 л и 2,0 л (позже появится версия 2,4 л) тоже разрабатывались с участием Mitsubishi. Это современные экономичные моторы, хоть и без непосредственного впрыска, зато с двойной системой изменения фаз — на впуске и выпуске. А как быть с дизельным мотором, без которого в Европе делать нечего? Казалось бы, никаких проблем — DaimlerChrysler имеет в своем арсенале подходящие четырехцилиндровые дизели 2.0 СDI или 1.8 CDI. Но моторы поставляют конкуренты: те же двухлитровые 140-сильные дизели, что ставятся и на Volkswagen Golf. Каждому из моторов положена лишь одна коробка передач: для двигателя объемом 1,8 л это пятиступенчатая «механика», для двухлитрового — вариатор, а для дизеля — шестиступенчатая «механика».

С июня этого года в России появятся только бензиновые автомобили. Поэтому жаль, что в числе предоставленных для тестов машин не оказалось самого простого Калибра — только двухлитровые версии: бензиновые или дизельные. Выбираю бензиновый Dodge Caliber c вариатором.

— Выбор в пользу вариатора мы сделали по соображениям экономичности. По сравнению с традиционным «автоматом» вариатор позволяет снизить расход топлива на 6—8 процентов. Плюс к тому он работает в более широком диапазоне передаточных чисел, — комментирует Джон Долан из отдела разработок компании DaimlerChrysler.

— А как насчет ресурса, часто ли придется менять приводной ремень?

— Его вообще не надо менять. Вариатор со всеми своими деталями рассчитан на весь срок службы автомобиля. Нужно лишь вовремя менять масло, по-моему, каждые 100000 км.

Люк с электроприводом — из списка дополнительного оборудования

Вспоминая прекрасный мерседесовский вариатор, который устанавливается на A-класс, предвкушаю приятную и комфортную езду. Не тут-то было. По компоновочным соображениям американцы отказались от мерседесовского агрегата — и поставили на Caliber вариатор CVT2 японской фирмы Jatco. Казалось бы, конструкция схожа, есть даже ручной режим с «фиксированными» передачами, да и селектор напоминает мерседесовский. Но работает японский вариатор не так мягко и гладко: в переходных режимах больше рывков и запаздываний. Это не мешает, когда спокойно катишь по городу, но стоит при обгоне утопить педаль газа в пол, как появляется ощущение недостатка мощности — стрелка тахометра уходит к 6000 об/мин, а желаемого ускорения нет. Перевожу селектор в ручной режим, но тут другая крайность: «передачи» переключаются по-спортивному быстро, резко. Причем они сильно сближены: при интенсивном разгоне скачок между ними составляет примерно 500 об/мин — как на раллийных автомобилях! Для спортивной езды по горной дороге — то, что надо. Но в повседневной жизни постоянно дергать рычаг влево-вправо утомительно. Возможно, процесс переключений доставил бы больше радости, будь кнопки управления трансмиссией на руле, но их там нет.

Caliber похож на кроссовер не только внешне, но и в движении: он уверенно идет по траектории, не рыскает, но пищать шинами в поворотах начинает рано — в основном передними. А если увеличить скорость на входе, то внутреннее по отношению к центру поворота колесо буксует. Реактивное действие на руле недостаточно — в штатных режимах его хватает, но на высокой скорости хочется иметь более «плотное» усилие. При резких маневрах руль, наоборот, «прикусывает». С такой управляемостью конкурировать с европейскими одноклассниками будет непросто. Зато Caliber радует плавностью хода. Подвеска прекрасно справляется с мелкими неровностями, хорошо отрабатывает волну. Не последний вклад в хорошую плавность хода вносят и относительно высокопрофильные по современным меркам шины — 215/60 R17. Так что никакого смысла в специальной адаптации ходовой части к российским условиям, пожалуй, нет: клиренс более чем достаточен, а подвеска настроена так, словно здесь уже стоит «пакет для плохих дорог».

Прокатился я и на дизеле. По динамике разгона такой Caliber действительно похож на Volkswagen Golf с таким же мотором. Напористый разгон в диапазоне от 2000 до 4000 об/мин, четкая работа шестиступенчатой коробки передач. Остается надеяться, что и пятиступенчатая «механика», с которой Caliber 1.8 появится в России, будет не хуже.

В Америке одним из главных козырей Калибра стала цена: базовый автомобиль там стоит $13985, это на $410 меньше, чем стоил Dodge Neon. Но в России таких подарков не будет — Dodge Caliber с мотором объемом 1,8 л, оснащенный АБС, шестью подушками безопасности, кондиционером, центральным замком, электрическими зеркалами и стеклоподъемниками, будет стоить 18200 евро. Примерно столько же, сколько Volkswagen Golf в близкой комплектации, самый дорогой в России автомобиль в своем классе! Цена же двухлитрового Калибра с вариатором и тем же уровнем оснащения — уже 21300 евро, а топ-версия с кожаным салоном, обогревом передних сидений, аудиосистемой с CD/mp3-чейнджером потянет на все 23500 евро. Немало. Особенно на фоне таких автомобилей, как Mitsubishi Lancer и Ford Focus с их «долларовыми» ценами. Кстати, именно цена встала на пути поставок в Европу полноприводных версий — маркетологи небезосновательно опасаются, что покупатели вряд ли готовы доплачивать от двух до трех тысяч евро за полный привод, доступный на американском рынке. Но есть надежда, что в России появится-таки полноприводный Caliber, причем не простой, а «заряженный» — Dodge Caliber SRT4 с двигателем 2.4 Turbo мощностью 304 л.с. В будущем году этот Caliber начнет продаваться не только в Америке, но и в Европе. Скорее всего, на реализацию таких машин получат добро и российские дилеры.

Габаритные размеры, мм
длина 4415
ширина 1800
высота 1535
колесная база 2635
колея передняя/задняя 1520/1520
дорожный просвет 195
объем багажника, л 524/1340*
* Со сложенными задними сиденьями

 

Dodge Caliber (данные производителя)
Модификация 1.8 2.0 2.0 TDI
Тип кузова 5-дверный хэтчбек
Число мест 5 5 5
Снаряженная масса, кг 1320 1360 1425
Полная масса, кг 1890 1930 2000
Двигатель бензиновый,с распределенным впрыском топлива бензиновый,с распределенным впрыском топлива дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1798 1998 1968
Степень сжатия 10,5:1 10,5:1 18,0:1
Число клапанов 16 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 150/110/6500 156/115/6300 140/103/4000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 168/5200 190/5100 310/2500
Коробка передач механическая,5-ступенчатая клиноременный вариатор механическая,6-ступенчатая
Передаточные числа
I 3,77 от 2,35 3,54
II 2,16   2,05
III 1,41 1,37
IV 1,03 0,97
V 0,81 0,90
VI до 0,39 0,79
задний ход 3,42 1,76 3,83
главная передача 4,12 6,12 4,06(I—IV)/3,45(V—VI)*
Привод на передние колеса на передние колеса на передние колеса
Передняя подвеска независимая, независимая, независимая,
  пружинная, McPherson пружинная, McPherson пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые
Шины 215/60 R17 215/60 R17 215/60 R17
Коэффициент аэродинамического сопротивления 0,37 0,37 0,39
Максимальная скорость, км/ч 184 186 196
Время разгона 0—100 км/ч, с 11,9 11,3 9,3
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 9,6 10,1 7,9
загородный цикл 6,0 6,9 5,1
смешанный цикл 7,3 8,1 6,1
Емкость топливного бака, л 51 51 51
Топливо АИ-92 АИ-92 дизтопливо
* Для I—IV передач/для V—VI передач

Источник: АвтоРЕВЮ